Во все тяжкие
| |Чем так хорош сериал “Во все тяжкие”? Очевидно, что Брайан Крэнстон и Аарон Пол – прекрасные актеры, а сценарий Винса Гиллигана и режиссура просто великолепны. Но есть кое-что еще, что делает проект таким ярким. Это операторская работа.
С уникальной работой камеры, отличительным стилем съемки и смелыми решениями в цветокоррекции и освещении, “Во все тяжкие” стал совершенно не похожим на другие телепроекты сериалом. И в этом большая заслуга Майкла Словиса, ставшего, начиная со 2-го сезона, главным оператором сериала. Ветеран DoP, за плечами которого – сериал “C.S.I. Место преступления”, выражает благодарность Гиллигану и телеканалу AMC за оказанное доверие и возможность экспериментировать в сериале, который меняет представление о телешоу в целом.
Сцена из 3-го сезона показывает стиль Словиса снимать общие планы и демонстрирует работу с насыщенной цветовой гаммой.
Майкл Словис объясняет, что перед ним стояла задача не просто фиксировать развитие событий, но и интерпретировать сценарий. “Дело не в том, что я хотел менять все на свое усмотрение. Актеры играют прекрасно, а сценарий просто отличный. Мне повезло работать в такой компании.”
В некотором смысле он сравнивает работу оператора с импрессионистской живописью. “Суть заключается не в том, чтобы просто отображать реальность. Здесь необходимо вызывать эмоции.”
Одним из очевидных способов решения данной задачи для Словиса стала работа с цветом. Оператор прилетел на съемки с Восточного побережья, и был поражен тем количеством желтого и коричневого оттенков, которые доминируют в ландшафтах Нью-Мексико, где сериал и снимается.
Сцена в пустыне в Нью-Мексико как пример использования коричневого и желтого оттенков
“На северо-востоке такого просто нет; здесь мы имеем дело совершенно с другой цветовой палитрой,” – говорит Майкл.
Вместо того, чтобы бороться, Словис решил воспользоваться этим ландшафтом. Каждый раз, когда съемки проходят в пустыне, – одни из самых известных кадров сериала – по словам Словиса, применялись специальные фильтры, усиливающие цветовые тона. Таким образом, сцена еще больше походила на марсианский пейзаж.
Для добавления контраста со знаменитым юго-западным голубым небом и белыми облаками, Майкл воспользовался поляризационными фильтрами, и когда снимались сцены, предположительно происходящие в Мексике, Словис использовал еще один фильтр и добивался еще одного цветового оттенка, тем самым сообщая зрителю, что они находятся географически в другом месте.
Сцена из первого эпизода 3-го сезона подчеркивает цветовое решение, которое используется Словисом для того, чтобы обозначить, что действия происходят в Мексике
Во время интерьерных съемок с искусственным освещением применение контрастности и цвета было схожим. Словис не переживал за то, что некоторые сцены могут стать слишком темными. Это также стало одной из “фишек” – он полагался на флуорисцентный зеленый оттенок, который получается, когда вы фотографируете без вспышки. Этот оттенок возникал благодаря цветам объектов складов и помещений.
Верхний план из 4-го сезона демонстрирует высокую контастность света, иногда применяемую Словисом в помещении
“Мне не приходится объяснять эти цвета. Люди сами получают это” – рассказывает Словис.
“Во все тяжкие” можно назвать более “кинематографическим” сериалом, и оператор признает, что на это они шли сознательно. Телеканал AMC намеренно хотели, чтобы шоу было киношным, и отчасти этого добились благодаря съемке на пленку.
“Данный выбор сделан AMC, и я не против этого. На самом деле, мне понравилось это решение” – говорит он.
Съемка на пленку дала также преимущество в том, что пленка дорогая, и данное обстоятельство мотивировало людей делать работу лучше.
“С пленкой требуется осторожная работа. Это создает атмосферу целенаправленности.”
Хорошая композиция плана-детали с использованием малой глубины резкости, чтобы подчеркнуть обод очков Гаса Фринга
Когда дело доходит до съемок, часто в “Breaking Bad” процесс протекает медленнее, чем в других сериалах. Здесь нет суеты, и у Словиса имеется возможность наращивать напряжение в сюжете само собой, не пытаясь заполнить эфир причудливыми движениями камеры.
Возьмем яркий пример: первый эпизод 5-го сезона, где Уолтер и Майк спорят о том, как добраться до ноутбука из комнаты улик в полицейском отделении. Сцена затягивается, они ходят взад-вперед, а Джесси, находясь вне фокуса на заднем фоне, предлагает собственную идею: магниты. Его мысли остаются неуслышанными до тех пор, пока камера не фокусируется на нем, а он сам не повышает голос и не обращает на себя внимание Уолтера и Майка.
В первом эпизоде 5-го сезона в кадр попали дискутирующие Уолт и Майк. Яркий пример кинематографического стиля съемок “Во все тяжкие”.
“Вы не увидите подобных кадров на телевидении. В большинстве случаев темпоритм значительно быстрее, но тут мы позволяем себе эту роскошь – актеры сами задают темп.”
Пожалуй, самые популярные кадры “Во все тяжкие” по части операторской работы – это общие планы. Когда Словис и Гиллиган снимали ландшафты с чрезвычайно дальним горизонтом в Нью-Мексико, где не так много деревьев, они увлекались кадрами, где персонажи либо автомобили – лишь маленькие объекты на экране. Также как использованные Словисом фильтры, так и кадры “бескрайних” пейзажей способствуют тому, чтобы подчеркнуть уединенность пустыни.
Один из общих планов, которыми прославился сериал “Во все тяжкие”
“Общие планы – это идея Винса, который был без ума от итальянского режиссера Сержио Леоне. Еще в самом начале он рекомендовал мне посмотреть “Хороший, плохой, злой,” – говорит Майкл.
Как известно фанатам, сюжетная линия “Во все тяжкие” с каждым сезоном становится все более “мрачной”. На данный момент 5-й сезон является последним, и зрители в недоумении, как далеко зайдет Гиллиган в фильме, если учесть концовку 4-го сезона.
Но по словам Словиса, все еще есть пространство для развития истории. И по мере развития сюжета будет меняться и степень присутствия света в кадре.
“Что я могу сказать, так это то, что освещение в кадре будет соответствовать траектории развития персонажей. В сериале все также будут присутствовать довольно мрачные сцены, и освещение в них будет в разы выразительнее. Это как “Во все тяжкие” на стероидах, и это становится довольно забавно.
По материалам wired.com