Кошмар на улице Вязов FX
| |Это был крайне малобюджетный фильм, который сняли за 32 дня. В нем было примерно 80 планов со спецэффектами и все они создавались прямо на съемочной площадке.
Идею о злодее, который преследует свои жертвы во сне, Уэс Крейвен (Wes Craven) вычитал в газете. В одной из заметок рассказывалось о парне, который боялся заснуть, потому что, по его словам, кто-то охотился за ним во снах. У него под подушкой были таблетки, которые помогали ему выдерживать бессонные ночи, и в комнате стояла кофеварка. Однажды ночью родители, услышав его крик, прибежали к нему в комнату, и действительно нашли его мертвым. На Крейвена эта история произвела огромное впечатление. «Мы не знаем, могут ли убить нас порождения нашего сна, – говорит он. – Ведь те, кто умирает во сне, уже не просыпается, чтобы рассказать нам».
Он написал сценарий и нашел продюсеров, которые поверили в проект. Но денег у них не было. В итоге деньги все-таки собрали, в основном – по своим да нашим (занимали даже у родственников) – бюджет фильма составил всего 1,8 миллиона.
Раз, два, Фредди придет за тобой!
На роль Крюгера сначала хотели взять просто каскадера, потому что лица актера все равно не видно, а роль предполагала много чисто каскадерской работы. Но очень быстро Крейвен понял, что каскадер не справится с ролью по другой причине: всю эту ярость и ненависть нужно было перенести на экран с помощью движений и голоса – это чисто театральная актерская работа. В итоге, в процессе отбора актеров, наткнулись на Роберта Инглунда (Robert Englund), который пришел на прослушивание с подкрашенными углем глазами.
Роберт Инглунд – актер с классическим образованием. Он подошел к роли, как к шекспировской пьесе: бесконечно репетировал движения и интонации. «Меня вдохновлял Клаус Кински в «Носферату – призрак ночи», – рассказывает Инглунд. – И еще Джеймс Кэгни. Однажды я увидел Джонни Деппа и Хизер Лэнгенкэмп (исполнители главных ролей в фильме – прим. ред.) в гримерной – как будто им нужен грим! Они были молоды и красивы. И тут я – ужасный урод с “обожжённым” лицом. Я завидовал им, их юности и красоте. И тут я подумал – я могу это использовать в роли!»
Грим для Фредди был создан Дэвидом Миллером (David Miller), который сделал пять разных скульптур. После обсуждения с Крейвеном он доработал выбранный вариант, который и появился в фильме.
«Я потратил некоторое время на исследования», – говорит он. – «как будет выглядеть человек в ожогах, и потом воплотил это в скульптуре».
Каждое утро Ингунд три часа просиживал в кресле гримера, пока ему приклеивали 11 разных кусочков латекса на лицо. Дело в том, что грим состоял не из единой литой маски, а из нескольких отдельных частей, что позволяло актеру играть “сквозь” нее. Поверх первого слоя латекса, показывающего мышцы и внутренний слой тканей, гример приклеивал верхний – обожженную кожу. А сверху маску смазывали лубрикантом KW Jelly. Поскольку грим накладывался так долго, и был в работе только один день, Роберт не снимал его, когда вся команда шла обедать… Не очень-то приятное зрелище – увидеть Крюгера за обеденным столом!
Коллеги Инглунда по фильму не видели его без грима и даже не знали, как он выглядит. Один из первых эффектов в фильме – это сцена в аллее между домами, когда руки Фредди удлиняются. На самом деле, это была очень сложная сцена для реализации «живьем»: два человека из съемочной группы за кадром держали в руках удочки с леской, на концах которых висели бутафорские руки Фредди. Но это еще не все – чтобы длина рук увеличивалась, внутри них размещались резиновые емкости, в которые закачивали воздух.
Перчатка
Знаменитую перчатку с ножами придумал супервайзер механических эффектов Джим Дойл (Jim Doyle). Когда он спросил Крейвена, что тот хочет видеть, Уэс выдал ему следующие установки: «Это должно выглядеть как просто длинные ногти. Я хочу, чтобы та перчатка выглядела так, будто он сам ее сделал на коленке. Потому что этот парень работал в бойлерной и умел управляться с инструментами».
«После чего мы стали охотиться за ножами, – говорит Дойл. – Грег Фонеска (Greg Fonesca), производственный дизайнер, принес набор разных экземпляров. Мы выбрали весьма странные по виду ножи для стейка. У них была интересная форма, мы решили, что если мы перевернем его и заточим с другой стороны, они будут выглядеть еще круче. Так мы и сделали, спилив заточку с обратной стороны».
Для фильма Дойл в итоге сделал четыре перчатки. Две перчатки были для каскадерской работы (одна с деревянными лезвиями, а вторая – с пластмассовыми, ими обычно попадали во всякие предметы и часто ломали), одна – основная. «Эта перчатка снималась на крупных планах и должна быть совершенно настоящей, – поясняет Дойл. – Из настоящей меди, нержавеющей стали, со всеми деталями и острыми ножами».
Когда Роберт впервые ее надел, он порезался, потому что, когда сгибаешь пальцы с лезвиями на них, ножи задевают за запястье.
На титрах в начале фильма мы видим, как Фредди создает свою перчатку, но в кадре – руки специалиста по спецэффектам Чарльза Белардинелли (Charles Belardinelli). Оригинальная перчатка была подарена Уэсу Крейвену, который одолжил ее для съемок второго фильма, где ее и украли. Перчатка Фредди Крюгера – один из самых популярных костюмов на Хэллоуин. Доход с продаж маскарадных копий перчатки Фредди превысил $27 миллионов.
Декорации и бутафория
Декорация бойлерной – это подвал электростанции, которую закрыли год спустя из-за высокого содержания асбеста в воздухе. Дым был создан с помощью химического газа B-smoke, который сегодня на съемках фильмов не применяется – он вреден для здоровья. Интерьеры дома Нэнси – это декорации, построенные в студии. Экстерьер дома – это реальное здание в Западном Голливуде (точный адрес дома – 1428 Genessee Avenue, West Hollywood, Los Angeles, USA).
Сцена в ванной снималась в павильоне. Бутафорской ванне отрезали дно, и Лангенкап пришлось упираться в стенки ванны ногами. Под ванной находилась большая бочка, в которой сидел Джим Дойл в перчатке. «Это была не очень сложная сцена, – рассказывает Дойл. – Мне нужно было крыться под водой, и когда Крейвен кричал «начали», сыграть перчаткой на камеру». Единственной сложностью здесь было правильно рассчитать движение руки, чтобы не задеть линзы камеры ножами – это была перчатка с острыми лезвиями.
Следующий план, когда героиня начинает тонуть, был снят в бассейне, покрытом черной пленкой с дырой. Съемочная группа висела рядом в аквалангах.
Но самой сложной декорацией, сделанной для фильма, была полностью реалистичная вращающаяся комната. Металлический каркас и дерево. Джим Дойл взял идею из фильма «Королевская свадьба», в котором Фред Астер (Fred Astair) танцует по стенам. В павильоне была построена огромная металлическая конструкция, внутри которой вращалась целая комната. Строительство заняло шесть месяцев, а весь интерьер комнаты был создан из дерева и пластика – даже ткани должны были висеть «правильно», когда работники сцены переворачивали конструкцию вверх ногами. Конструкция была отлично сбалансирована, поэтому ей не потребовалось механического привода – пара работников студии вполне могли вращать ее вокруг оси.
Оператор Жак Хейкин (Jacques Haitkin) пристегнул себя ремнями к операторскому креслу, чтобы снимать сцены, в которых Тина ползет по потолку, сверху вниз.
«Это было ужасно страшно, – вспоминает Хизер Лангенкамп (Heather Langenkamp). – Это была единственная сцена, снимать которую было гораздо страшнее, чем она выглядит в фильме! А что, если предметы упадут тебе на голову? А что, если кто-то выпадет из дыры и упадет на землю?»
«Это была единственная сцена, в которой мне было страшно за себя, – вспоминает Аманада Уисс (Amanda Wyss). – Мне казалось, что из дыры сверху на меня что-нибудь упадет! Перед каждым дублем ты смотришь вверх, и там над тобой кровать, голова начинает кружиться и мне кажется, что я падаю».
В этой же комнате снимали с цену, в которой персонажа Джонни Деппа затягивает в кровать. Под кроватью просто стоял один из работников сцены и втягивал его в дыру. Потом комнату переворачивали, и когда дыра оказывалась сверху, в нее заливали поток бутафорской крови. Эту сцену «сплагиатили» из «Сияния» Кубрика. «Там есть эпизод, в котором кровь течет по лифту, – говорит Крейвен. – Я подумал, что если ему удалось это сделать, мне тоже с рук сойдет!»
Куклы и аниматроника
Кукольный бюст Фредди был построен для сцены, в которой с лица Крюгера стягивают кожу. Верхняя маска из латекса висела на черепе с мощью лубриканта KW Jelly, ее нельзя было приклеить намертво – ведь она должна была быстро сползти с куклы при прикосновении.
Телефон с языком – тоже аниматронный. Языком управляли с помощью троса.
Сцена, в которой у мертвой героини Аманды Уисс изо рта вылезает сороконожка, снималась в два этапа. Сначала Аманда начинала выплевывать резиновую сороконожку изо рта, а потом эти кадры дополнялись съемками живой сороконожки, вылезающей изо рта бюста-копии Аманды. Для этого Аманде пришлось пройти процедуру снятия слепка с лица.
Еще одна аниматронная кукла – копия матери Нэнси – появляется в сценах, когда Крюгер «топит» ее в кровати. Камеру для этих сцен закрепили намертво на штативе. Кукла была закреплена на механизме, который опускал ее вниз, все углубление «заливалось» тяжелым театральным газом. После этого камеру останавливали, застилали постель нормальными простынями, вернув ей оригинальный вид, и заканчивали съемку сцены.
Для финальной сцены, в которой Крюгер втаскивает мать Нэнси через маленькое окошко входной двери, актрису заменили резиновой куклой, чтобы она вошла в окно. Эту сцену сняли за один дубль.
Работа каскадера
Сцены, в которых Крюгер падает с лестницы и горит, были сняты с участием каскадера Тони Сисера (Tony Cecere), который, кстати, играл и в сценах горения человека в «Нечто». Сцены с огнем – это его “конёк”. В этом фильме он действительно показал все, на что только способен человек: ближе к концу фильма есть длинный дубль, в котором горящий Крюгер поднимается по лестнице, падает вниз, скатываясь с нее, поднимается и бежит вверх снова. На то время это был самый длинный план с горящим каскадером, более того, никто не делал трюк скатывания по ступенькам, будучи в огне.
Сцена, в которой фигура Фредди проявляется из стены и исчезает в нее обратно, снималась с помощью нового на то время материала под названием спандекс. Здесь в роли Фредди – сам Джимми Дойл. Он пропечатывал свое лицо и руку сквозь натянутый слой спандекса. «Это мое самое зрелищное появление в кино!» – шутит он.
Добавили ли вы свой API-ключ для Google? Смотрите справку.
Проверьте в YouTube, принадлежит ли ID PLC3D50F93D91A39BA playlist. Проверьте FAQ плагина или отправьте сообщение об ошибке на поддержка.