Сколько стоит кино?

Кинорежиссеры, собирающиеся снять свой первый независимый фильм, наверняка задаются вопросом: «А сколько будет стоить производство этого фильма?» Ответом на такой вопрос, как и на многие подобные, будет «Это зависит от…» Стоимость производства напрямую зависит от необходимых ресурсов и времени их аренды. Часто стоимость проекта слабо связана со временем, затраченным непосредственно на съемку сцен.

Пленка 35мм Актерский состав и съемочная бригада $296,300.00
Производственное оборудование $194,000.00
Пленочные процессы обработки $185,900.00
Монтаж $230,800.00
Пленочный (Dl) финишинг $153,000.00
$1,060,000.00
Цифровая камера Актерский состав и съемочная бригада $296,300.00
Производственное оборудование $194,000.00
Цифровые процессы обработки $16,400.00
Монтаж $230,800.00
Цифровой финишинг S88,000.00
$825,500.00

 Один мой друг после режиссерства своего первого фильма любил говорить: «Общее время, затраченное на произнесение фраз “Приготовились!”, “Мотор!”, “Стоп! Снято!”, “Печатаем!”,занимает, возможно, меньше часа. Но мне потребовалось два года, чтобы добиться такой привилегии». Стоимость производства фильма практически никогда не связана с финансовой отдачей. Я часто советую подающим надежды кинорежиссерам, чтобы они долго и очень тщательно обдумывали то, что собираются делать. Ведь они могли бы вместо этого взять те же деньги и устроить самую большую вечеринку в жизни. После всех усилий над фильмом они могут на самом деле обнаружить, что видео с возможной вечеринки было бы лучше. Отдача от кинокартин имеет примерно те же показатели, что у прочих медиапроектов, где лишь 15% являются успешными, а 85% приносят убыток (или, по крайней мере, не приносят финансовой выгоды). Понимание того, как максимизировать прибыль от проекта является ключевым вопросом при написании его бюджета.

Я часто работаю с инди-проектами, которые включают в себя как художественные, так и документальные работы. Фильмы каждой из этих категорий стремятся попасть в следующие финансовые рамки:

Художественное кино

  • $0 – $50 000
  • $200 000
  • $500 000
  • $1 000 000 – $2 000 000
  • Более $2 000 000

 

Документальное кино

  • $0 – $30 000
  • $50 000
  • $300 000 – $1 500 000
  • Более $1 500 000

 

Бюджеты проектов всегда подбираются очень близко к этим рамкам. Как только вы перевалите через $2 000 000, у вас появляется соблазн вздохнуть немного свободней и решить возникшие проблемы путем добавления новых ресурсов. Время производства художественных и документальных картин сильно разнится, так как первые снимаются по готовому сценарию, а история во вторых часто развивается с течением времени и вне контроля режиссера. Ниже приведены типичные примеры и сроки производства для каждой из двух категорий.

Время производства художественных фильмов

  • 1 год на обеспечение правовой стороны и поиск финансирования.
  • 2 месяца на кастинг, рекогносцировку и приготовления.
  • 1 месяц на подготовку производственной логистики.
  • 2-5 недель производства (в павильоне и на местности).
  • 8-20 недель на видеомонтаж.
  • 8-20 недель на сведение звуковой дорожки и озвучку (обычно начинается, когда видеоряд полностью готов).
  • 1-2 недели на финишинг, конформинг и грейдинг.
  • 1-2 недели на микширование звука (перезапись микса).
  • 1 неделя на финализацию картины.

 

Время производства документальных фильмов

  • Время от начала проекта до его отправки на монтаж сильно зависит от индивидуальных особенностей каждого проекта. Поэтому оставим егонеопределенным.
  • 8-60 недель на видеомонтаж.
  • 8-20 недель на сведение звуковой дорожки и озвучку (обычно начинается, когда видеоряд полностью готов).
  • 1-2 недели на финишинг, конформинг и грейдинг.
  • 1-2 недели на микширование звука (перезапись микса).
  • 1 неделя на финализацию картины.

__________________________________________________________

 

Актерский состав и съемочная бригада Отбор актеров на ключевые роли 1 Помещение $50,000.00 $50,000.00
Кастинг 1 Помещение $50,000.00 $50,000.00
Продюсер 10 Недель $2,000.00 $20,000.00
Режиссер 30 Недель $2,000.00 $60,000.00
Первый ассистент режиссера 8 Недель $1,500.00 $12,000.00
Второй ассистент режиссера 6 Недель $1,400.00 $8,400.00
Координатор производства 8 Недель $800.00 $6,400.00
Ассистент производства 10 Недель $800.00 $8,000.00
Супервайзер сценария 5 Недель $800.00 $4,000.00
Оператор 6 Недель $2,000.00 $12,000.00
Первый ассистент оператора 4 Недель $1,200.00 $4,800.00
Второй ассистент оператора 4 Недель $800.00 $3,200.00
Главный осветитель 4 Недель $800.00 $3,200.00
Помощник осветителя 4 Недель $700.00 $2,800.00
Инженер по съемочному оборудованию 4 Недель $800.00 $3,200.00
Помощник инженера 4 Недель $700.00 $2,800.00
Разнорабочий 4 Недель $600.00 $2,400.00
Разнорабочий 4 Недель $600.00 $2,400.00
Разнорабочий 4 Недель $600.00 $2,400.00
Разнорабочий 4 Недель $600.00 $2,400.00
Звукооператор 4 Недель $1,500.00 $6,000.00
Оператор крана 4 Недель $1,000.00 $4,000.00
Звукоинженер 4 Недель $600.00 $2,400.00
Дизайнер 6 Недель $1,000.00 $6,000.00
Арт-директор 5 Недель $1,000.00 $5,000.00
Гример/стилист 5 Недель $700.00 $3,500.00
Костюмер 5 Недель $700.00 $3,500.00
Гардеробщик 5 Недель $600.00 $3,000.00
Ассистент 5 Недель $500.00 $2,500.00
Общая стоимость $296,300.00

Несомненно, каждый из этих пунктов может потребовать больше времени, но в низкобюджетных и инди-проектах неопределенность или отсутствие любого важного этапа в плане может сильно отразиться на его жизнеспособности. У вас нет таких роскошных сроков на реализацию проекта, как у студийных режиссеров. Именно здесь грамотный профессиональный продюсер, директор съемочной группы и директор картины (часто это одно и то же лицо) могут соблюсти оптимальный бюджет или разрушить его. Ниже я перечислил несколько пунктов бюджета, стоимость которых может варьироваться.

Пункты бюджета, которые должны быть оценены и сбалансированы

  • Совместное производство или независимое.
  • Больше дней съемок или меньше, но с увеличенным рабочим временем и платами за переработку.
  • Размер актерского состава и уровень актеров.
  • Выделение адекватного времени на репетиции (без съемки).
  • Количество страниц сценария (урезание сценария ведет к менее затратному производству).
  • Детализированное описание каждой сцены с отметками времени поможет определить, сколько производственного времени потребуется на каждую сцену.
  • Количество мест съемки, их смены и расстояние между ними.
  • Историческая драма или современная история.
  • Павильонные съемки или съемка на реальных объектах.
  • Количество гримировок и переодеваний.
  • Привлечение местного персонала и оборудования или аренда ресурсов извне.
  • Пленочное или цифровое производство.
  • Количество камер.
  • Количество оборудования (тележки, краны и т.п.)

 

 

Производственное оборудование Съемочное оборудование (3-дневная неделя) 4 Недель $9,000.00 $36,000.00
Осветительная техника (3-дневная неделя) 4 Недель $15,000.00 $60,000.00
Аренда кинопавильона (3-дневная неделя) 4 Недель $9,000.00 $36,000.00
Звуковое оборудование 4 Недель $1,500.00 $6,000.00
Тележка, рельсы, аксессуары 4 Недель $1,500.00 $6,000.00
Услуги для труппы, питание 1 Помещение $30,000.00 $30,000.00
Офисные расходы 1 Помещение $5,000.00 $5,000.00
Производственные расходы 1 Помещение $5,000.00 $5,000.00
Прочие производственные расходы 1 Помещение $10,000.00 $10,000.00
Общая стоимость $194,000.00

 

На чем можно сэкономить

  • Изучите возможность сотрудничества с региональными киношколами.
  • Используйте постановщика, который является оператором собственной камеры и может достать собственные камеры с объективами.
  • Используйте звукооператора с собственным оборудованием.
  • Используйте видеомонтажера с собственным оборудованием.
  • Избавьтесь от необходимости в сложной съемочной технике и, возможно, вы снизите необходимость в DI-процессах (если у вас есть толковые ассистенты оператора).
  • Договоритесь о снижении стоимости аренды оборудования, пообещав использовать его меньшее количество дней в неделю.
  • Договоритесь с местными компаниями на предмет питания, проживания, транспорта и передвижения.
  • Исследуйте альтернативные площадки, такие как пустые склады.
  • Найдите местных малоизвестных музыкантов для написания звуковой дорожки, озвучки и т.д.
  • Держите один или несколько дней про запас для “затыкания дыр”, обнаруженных при монтаже. Они понадобятся для съемки вставок, B-роллов, переходов, заглавных титров и т.д.

 

Ошибки, которые увеличивают стоимость проекта

  • Фильм получился слишком короткий или слишком длинный. В идеале первая редакция должна получиться на 10% длиннее расчетного хронометража. При такойпогрешности укоротить фильм будет легко.
  • Незамеченные визуальные погрешности или плохо сделанные эффекты.
  • Принятие жизненно важных решений на съемочной площадке в целях экономии времени и средств.
  • Слишком большая творческая свобода актеров может привести к излишнему тексту в их ролях, неуместным импровизациям и играм с реквизитом.
  • Нерешительность при монтаже.
  • Изменение монтажа после того, как тот был уже «закрыт».
  • Использование стоковых изображений или популярной музыки без соответствующих договоренностей с их правообладателями.

 

Вредные советы по экономии бюджета

  • Попытка снять законченный мастер-дубль во время съемки сложной сцены.
  • Использование двух и более камер в течение всего производства.
  • Позволять актерам добавлять текст в свою роль вместо адекватных репетиций.
  • Не нанимать человека, контролирующего непрерывность и целостность исполнения сценария.
  • Использовать эффекты кеинга во время съемок.
  • Полагаться на камеры с хорошей светочувствительностью вместо использования правильного освещения.

 

Использование большого количества видеооборудования на съемках

  • Ограничивает количество материала, отсылаемого монтажерам (посылайте им всё, не только “circle takes”).
  • Слегка изменяется важность роли человека, отслеживающего материал.
  • Не оставляет адекватного количества времени или ресурсов на правильное управление материалом.

__________________________________________________________

Для примера в прошлом году я сравнил два бюджета и представил эту таблицу на выставкеDigital Video Expo в Пасадене. Она доступна по этой ссылке в трех версиях: Numbers, Excel иPDF. Вы можете свободно использовать её для расчета своих проектов и посмотреть, из чего они складываются. Я сравнил бюджеты ленточного и цифрового производства. Как видите, использование 35-миллиметровой пленки добавляет к бюджету более $175 000, преимущественно из-за приобретения, хранения, обработки и оцифровки ленты. Для больших студий решение использовать пленку или цифру несущественно, но только не для инди-кино, стоимостью в миллион долларов. Я не включил пункт “film-out”, который добавит к бюджету еще $75 000 – $200 000.

 

Монтаж Режиссер монтажа 20 Недель $2,500.00 $50,000.00
Ассистент режиссера монтажа 20 Недель $1,500.00 $30,000.00
Видеомонтажная станция (Avid или FCP) с помещением 20 Недель $1,200.00 $24,000.00
Видеомонтажная станция помощника режиссера монтажа с помещением 20 Недель $1,200.00 $24,000.00
Система хранения данных с общим доступом (8 ТБ) 20 Недель $1,200.00 $24,000.00
Запись дубляжа 20 Часов $150.00 $3,000.00
Запись звуковых эффектов 80 Часов $150.00 $12,000.00
Ассистент записи звуковых эффектов 2 Недель $900.00 $1,800.00
Редактор диалогов 200 Часов $150.00 $30,000.00
Редактор звуковых эффектов 200 Часов $150.00 $30,000.00
Склад, медианосители, прочие расходы 1 Помещение $2,000.00 $2,000.00
Общая стоимость $230,800.00

 

Бюджет, который я разработал при содействии опытных директоров съемочных групп, объективно отражает стоимость производства типичного независимого инди-фильма. Он включает в себя большинство затрат на съемочную группу, актерский состав, съемку и постпродакшн, но не включает такие пункты, как стоимость сценария, реквизита, декораций, аренду продакшн-студии, оплату отелей, страховку и прочие выплаты. Как правило, я рассчитываю затраты на оборудование и реквизит, как 3-дневную неделю. Это значит, что вы пользуетесь ими семь дней, но платите только за три. В прошлом году я слышал о полуторадневных расчетах, но не думаю, что вы сможете полагаться на них при нормальном планировании. Обычная практика – это 3-дневная или 4-дневная неделя.

Во многих штатах действует программа поощрений, рассчитанная на то, чтобы кинопроизводители снимали свои проекты именно в этих штатах. Часто так бывает, что местные инвесторы и различные финансовые бонусы привлекают продюсеров для работы в конкретной местности. Хорошо, если там найдется хорошая местная съемочная команда и производственные ресурсы. Но если таковых нет, то вам придется нанимать их из других регионов, что увеличит расходы на их передвижение, размещение и проживание. С некоторыми из членов наемной группы предприимчивый продюсер может договориться о скидке, предложив упомянуть их в титрах к фильму.

Помните, что постпродакшн-обработка должна производиться в каком-то физическомпомещении. Постпродакшн звуковой дорожки обычно осуществляется звукоинженером в собственной или арендованной студии. С видеомонтажерами всё немного по-другому. Если вы нанимаете свободного режиссера монтажа, то вам необходимо будет учесть стоимость видеомонтажной системы, а также аренду офиса для их размещения. Некоторые видеомонтажеры включают эти пункты в стоимость своих услуг, некоторые – нет.

Конечно, опытный и предприимчивый продюсер может найти способы, как сделать бюджет еще меньше. Я много раз сотрудничал с программой Колледжа развития кинотехнологий в Валенсии, Орландо. За несколько лет своей работы они успели наладить партнерские отношения со многими продюсерами и принять участие в нескольких голливудских проектах. Я не говорю о съемках студенческих фильмов, а скорее о работе режиссеров и актеров со студентами и практикующими профессионалами над фильмами, предназначенными для кинопроката. Кассовые сборы снятых ими фильмов часто превышают стоимость затрат на производство и постпродакшн в два раза и даже больше. И все это благодаря ресурсам и услугам, которые предоставляет эта программа.

__________________________________________________________

 

Пленочный (Dl) финишинг Супервайзер постпродакшн 20 Недель $1,000.00 $20,000.00
Композитор со студией 1 Помещение $25,000.00 $25,000.00
Сессия перезаписи с микшированием 80 Часов $250.00 $20,000.00
Повторный перевод выборочных дублей в цифровой формат 40 Часов $800.00 $32,000.00
Цифровой линейный монтаж, цветокоррекция 60 Часов $800.00 $48,000.00
Графика для титров 20 Часов $150.00 $3,000.00
Создание мастера 1 Помещение $5,000.00 $5,000.00
Общая стоимость $153,000.00

  Большинство молодых продюсеров хорошо справляются с бюджетированием стадии производства, но постпродакшн для них является абсолютной черной дырой. Какследствие, бюджет, заложенный на  постпродакшн, становится совершенно некорректным.К сожалению, некоторые продюсеры пытаются выяснить стоимость постпроизводства в момент, когда почти все деньги уже потрачены. И это несмотря на то, что обычно простпродакшн занимает гораздо больше времени, чем этап подготовки к съемкам и сами съемки. Чтобы правильно понимать этот процесс, ниже представлены четыре возможных сценария работы над фильмом.

Традиционное плёночное постпроизводство

  • Съемка на плёнку: 1000 футов 35-миллиметровой плёнки соответствуют примерно 10 минутам нередактированного материала.
  • Обработка негатива в лаборатории и его трансфер на видеоленту или жесткий диск.
  • Помощник редактора монтажа загружает пленку, производит логинг отснятого материала и синхронизирует его с дублирующей аудиосистемой.
  • Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
  • Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
  • Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
  • Звук микшируется во время сессии перезаписи.
  • Команда монтажеров генерирует монтажный лист для резки негатива.
  • Резчик негатива подготавливает его по монтажному листу (производит физическую склейку).
  • Все визуальные эффекты добавляются оптическим способом.
  • Выполняется синхронизация цветовой поднесущей и создается пробная копия для предварительного просмотра.
  • Создается мастер-лента фильма.

 

Пленочное производство с цифровой промежуточной постобработкой

  • Съемка на плёнку: 1000 футов 35-миллиметровой плёнки соответствуют примерно 10 минутам нередактированного материала.
  • Обработка негатива в лаборатории и его трансфер на видеоленту или жесткий диск.
  • Помощник редактора монтажа загружает пленку, производит логинг отснятого материала и синхронизирует его с дублирующей аудиосистемой.
  • Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
  • Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
  • Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
  • Звук микшируется во время сессии перезаписи.
  • Команда монтажеров генерирует монтажные листы для этапа финишинга.
  • Выборочные дубли повторно переводятся в цифровой формат. Над ними так же производится конформинг и грейдинг.
  • Визуальные эффекты вставляются во время конформинга и грейдинга.
  • Создается мастер на пленке и/или цифровом носителе.

 

Цифровое производство со съемкой в RAW-формате

  • Съемка на цифровую камеру, ведущую запись в RAW-формате на карту памяти или жесткий диск.
  • Материал конвертируется в формат, удобный для просмотра редакторами.
  • Помощник редактора монтажа загружает материал, производит его логинг и синхронизирует с дублирующей аудиосистемой.
  • Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
  • Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
  • Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
  • Звук микшируется во время сессии перезаписи.
  • Команда монтажеров генерирует монтажные листы для этапа финишинга.
  • Производится конформинг и цветокоррекция RAW-файлов тем же способом, что и при пленочном производстве с цифровой промежуточной постобработкой.
  • Визуальные эффекты вставляются во время конформинга и грейдинга.
  • Создается мастер на пленке и/или цифровом носителе.

 

Цифровое производство с записью не в RAW-формате (на пленку или жесткий диск)

  • Съемка на цифровую камеру, ведущую запись не в RAW-формате на ленту, карту памяти или жесткий диск.
  • Помощник редактора монтажа загружает материал, производит его логинг и синхронизирует с дублирующей аудиосистемой.
  • Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
  • Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
  • Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
  • Звук микшируется во время сессии перезаписи.
  • Команда монтажеров генерирует монтажные листы для этапа финишинга.
  • Файлы с камеры проходят конформинг и цветокоррекцию.
  • Визуальные эффекты вставляются во время конформинга и грейдинга.
  • В некоторых случаях уровень качества монтажного формата и монтажной системы в целом соответствуют мастеринговому качеству. Поэтому финишную обработку можетсделать тот же режиссер монтажа.
  • Создается мастер на пленке и/или цифровом носителе.

 

Как показывают эти сценарии, многое в постпродакшн выходит за рамки простого монтажа и микширования. Эти моменты занимают время и определяют уровень финального качества, с которым вы выступите перед аудиторией. Примеры бюджетов, которые я привел в этой статье, не направлены на то, чтобы вызвать у вас шок или уныние. Они показывают, что стоимость проекта в один миллион долларов соответствует небольшому фильму. Конечно, я работал и над фильмами стоимостью $150 000, и они выглядели гораздо дороже этой суммы. Но мне пришлось очень сильно с ними повозиться, чтобы добиться такого результата. Также в этом очень помогал энтузиазм и самомотивация творческой группы, с которой я работал.

Для сравнения, здесь находится пример бюджета фильма “The Smoking Gun”, который использовался в качестве рабочего бюджета для фильма Найта Шьямалана “The Village” (рабочее название “The Woods”). На самом деле, не имеет большого значения, является ли он фактическим бюджетом или нет. Цифры в строчках хорошо показывают, как фильм такого типа может потребовать на свое производство 70 миллионов долларов.

Работаете ли вы на студии или независимой арене, важно понимать, как превратить написанный сценарий в конечный продукт, который уместится в отведенные временные и финансовые рамки. Как только это умение станет вашей второй натурой, вы станете продюсером, способным привести проект к коммерческому успеху через признание зрителей.

©2012 Оливер Петерс