Сколько стоит кино?
| |Кинорежиссеры, собирающиеся снять свой первый независимый фильм, наверняка задаются вопросом: «А сколько будет стоить производство этого фильма?» Ответом на такой вопрос, как и на многие подобные, будет «Это зависит от…» Стоимость производства напрямую зависит от необходимых ресурсов и времени их аренды. Часто стоимость проекта слабо связана со временем, затраченным непосредственно на съемку сцен.
Пленка 35мм | Актерский состав и съемочная бригада | $296,300.00 |
Производственное оборудование | $194,000.00 | |
Пленочные процессы обработки | $185,900.00 | |
Монтаж | $230,800.00 | |
Пленочный (Dl) финишинг | $153,000.00 | |
$1,060,000.00 | ||
Цифровая камера | Актерский состав и съемочная бригада | $296,300.00 |
Производственное оборудование | $194,000.00 | |
Цифровые процессы обработки | $16,400.00 | |
Монтаж | $230,800.00 | |
Цифровой финишинг | S88,000.00 | |
$825,500.00 |
Один мой друг после режиссерства своего первого фильма любил говорить: «Общее время, затраченное на произнесение фраз “Приготовились!”, “Мотор!”, “Стоп! Снято!”, “Печатаем!”,занимает, возможно, меньше часа. Но мне потребовалось два года, чтобы добиться такой привилегии». Стоимость производства фильма практически никогда не связана с финансовой отдачей. Я часто советую подающим надежды кинорежиссерам, чтобы они долго и очень тщательно обдумывали то, что собираются делать. Ведь они могли бы вместо этого взять те же деньги и устроить самую большую вечеринку в жизни. После всех усилий над фильмом они могут на самом деле обнаружить, что видео с возможной вечеринки было бы лучше. Отдача от кинокартин имеет примерно те же показатели, что у прочих медиапроектов, где лишь 15% являются успешными, а 85% приносят убыток (или, по крайней мере, не приносят финансовой выгоды). Понимание того, как максимизировать прибыль от проекта является ключевым вопросом при написании его бюджета.
Я часто работаю с инди-проектами, которые включают в себя как художественные, так и документальные работы. Фильмы каждой из этих категорий стремятся попасть в следующие финансовые рамки:
Художественное кино
- $0 – $50 000
- $200 000
- $500 000
- $1 000 000 – $2 000 000
- Более $2 000 000
Документальное кино
- $0 – $30 000
- $50 000
- $300 000 – $1 500 000
- Более $1 500 000
Бюджеты проектов всегда подбираются очень близко к этим рамкам. Как только вы перевалите через $2 000 000, у вас появляется соблазн вздохнуть немного свободней и решить возникшие проблемы путем добавления новых ресурсов. Время производства художественных и документальных картин сильно разнится, так как первые снимаются по готовому сценарию, а история во вторых часто развивается с течением времени и вне контроля режиссера. Ниже приведены типичные примеры и сроки производства для каждой из двух категорий.
Время производства художественных фильмов
- 1 год на обеспечение правовой стороны и поиск финансирования.
- 2 месяца на кастинг, рекогносцировку и приготовления.
- 1 месяц на подготовку производственной логистики.
- 2-5 недель производства (в павильоне и на местности).
- 8-20 недель на видеомонтаж.
- 8-20 недель на сведение звуковой дорожки и озвучку (обычно начинается, когда видеоряд полностью готов).
- 1-2 недели на финишинг, конформинг и грейдинг.
- 1-2 недели на микширование звука (перезапись микса).
- 1 неделя на финализацию картины.
Время производства документальных фильмов
- Время от начала проекта до его отправки на монтаж сильно зависит от индивидуальных особенностей каждого проекта. Поэтому оставим егонеопределенным.
- 8-60 недель на видеомонтаж.
- 8-20 недель на сведение звуковой дорожки и озвучку (обычно начинается, когда видеоряд полностью готов).
- 1-2 недели на финишинг, конформинг и грейдинг.
- 1-2 недели на микширование звука (перезапись микса).
- 1 неделя на финализацию картины.
__________________________________________________________
Актерский состав и съемочная бригада | Отбор актеров на ключевые роли | 1 | Помещение | $50,000.00 | $50,000.00 |
Кастинг | 1 | Помещение | $50,000.00 | $50,000.00 | |
Продюсер | 10 | Недель | $2,000.00 | $20,000.00 | |
Режиссер | 30 | Недель | $2,000.00 | $60,000.00 | |
Первый ассистент режиссера | 8 | Недель | $1,500.00 | $12,000.00 | |
Второй ассистент режиссера | 6 | Недель | $1,400.00 | $8,400.00 | |
Координатор производства | 8 | Недель | $800.00 | $6,400.00 | |
Ассистент производства | 10 | Недель | $800.00 | $8,000.00 | |
Супервайзер сценария | 5 | Недель | $800.00 | $4,000.00 | |
Оператор | 6 | Недель | $2,000.00 | $12,000.00 | |
Первый ассистент оператора | 4 | Недель | $1,200.00 | $4,800.00 | |
Второй ассистент оператора | 4 | Недель | $800.00 | $3,200.00 | |
Главный осветитель | 4 | Недель | $800.00 | $3,200.00 | |
Помощник осветителя | 4 | Недель | $700.00 | $2,800.00 | |
Инженер по съемочному оборудованию | 4 | Недель | $800.00 | $3,200.00 | |
Помощник инженера | 4 | Недель | $700.00 | $2,800.00 | |
Разнорабочий | 4 | Недель | $600.00 | $2,400.00 | |
Разнорабочий | 4 | Недель | $600.00 | $2,400.00 | |
Разнорабочий | 4 | Недель | $600.00 | $2,400.00 | |
Разнорабочий | 4 | Недель | $600.00 | $2,400.00 | |
Звукооператор | 4 | Недель | $1,500.00 | $6,000.00 | |
Оператор крана | 4 | Недель | $1,000.00 | $4,000.00 | |
Звукоинженер | 4 | Недель | $600.00 | $2,400.00 | |
Дизайнер | 6 | Недель | $1,000.00 | $6,000.00 | |
Арт-директор | 5 | Недель | $1,000.00 | $5,000.00 | |
Гример/стилист | 5 | Недель | $700.00 | $3,500.00 | |
Костюмер | 5 | Недель | $700.00 | $3,500.00 | |
Гардеробщик | 5 | Недель | $600.00 | $3,000.00 | |
Ассистент | 5 | Недель | $500.00 | $2,500.00 | |
Общая стоимость | $296,300.00 |
Несомненно, каждый из этих пунктов может потребовать больше времени, но в низкобюджетных и инди-проектах неопределенность или отсутствие любого важного этапа в плане может сильно отразиться на его жизнеспособности. У вас нет таких роскошных сроков на реализацию проекта, как у студийных режиссеров. Именно здесь грамотный профессиональный продюсер, директор съемочной группы и директор картины (часто это одно и то же лицо) могут соблюсти оптимальный бюджет или разрушить его. Ниже я перечислил несколько пунктов бюджета, стоимость которых может варьироваться.
Пункты бюджета, которые должны быть оценены и сбалансированы
- Совместное производство или независимое.
- Больше дней съемок или меньше, но с увеличенным рабочим временем и платами за переработку.
- Размер актерского состава и уровень актеров.
- Выделение адекватного времени на репетиции (без съемки).
- Количество страниц сценария (урезание сценария ведет к менее затратному производству).
- Детализированное описание каждой сцены с отметками времени поможет определить, сколько производственного времени потребуется на каждую сцену.
- Количество мест съемки, их смены и расстояние между ними.
- Историческая драма или современная история.
- Павильонные съемки или съемка на реальных объектах.
- Количество гримировок и переодеваний.
- Привлечение местного персонала и оборудования или аренда ресурсов извне.
- Пленочное или цифровое производство.
- Количество камер.
- Количество оборудования (тележки, краны и т.п.)
Производственное оборудование | Съемочное оборудование (3-дневная неделя) | 4 | Недель | $9,000.00 | $36,000.00 |
Осветительная техника (3-дневная неделя) | 4 | Недель | $15,000.00 | $60,000.00 | |
Аренда кинопавильона (3-дневная неделя) | 4 | Недель | $9,000.00 | $36,000.00 | |
Звуковое оборудование | 4 | Недель | $1,500.00 | $6,000.00 | |
Тележка, рельсы, аксессуары | 4 | Недель | $1,500.00 | $6,000.00 | |
Услуги для труппы, питание | 1 | Помещение | $30,000.00 | $30,000.00 | |
Офисные расходы | 1 | Помещение | $5,000.00 | $5,000.00 | |
Производственные расходы | 1 | Помещение | $5,000.00 | $5,000.00 | |
Прочие производственные расходы | 1 | Помещение | $10,000.00 | $10,000.00 | |
Общая стоимость | $194,000.00 |
На чем можно сэкономить
- Изучите возможность сотрудничества с региональными киношколами.
- Используйте постановщика, который является оператором собственной камеры и может достать собственные камеры с объективами.
- Используйте звукооператора с собственным оборудованием.
- Используйте видеомонтажера с собственным оборудованием.
- Избавьтесь от необходимости в сложной съемочной технике и, возможно, вы снизите необходимость в DI-процессах (если у вас есть толковые ассистенты оператора).
- Договоритесь о снижении стоимости аренды оборудования, пообещав использовать его меньшее количество дней в неделю.
- Договоритесь с местными компаниями на предмет питания, проживания, транспорта и передвижения.
- Исследуйте альтернативные площадки, такие как пустые склады.
- Найдите местных малоизвестных музыкантов для написания звуковой дорожки, озвучки и т.д.
- Держите один или несколько дней про запас для “затыкания дыр”, обнаруженных при монтаже. Они понадобятся для съемки вставок, B-роллов, переходов, заглавных титров и т.д.
Ошибки, которые увеличивают стоимость проекта
- Фильм получился слишком короткий или слишком длинный. В идеале первая редакция должна получиться на 10% длиннее расчетного хронометража. При такойпогрешности укоротить фильм будет легко.
- Незамеченные визуальные погрешности или плохо сделанные эффекты.
- Принятие жизненно важных решений на съемочной площадке в целях экономии времени и средств.
- Слишком большая творческая свобода актеров может привести к излишнему тексту в их ролях, неуместным импровизациям и играм с реквизитом.
- Нерешительность при монтаже.
- Изменение монтажа после того, как тот был уже «закрыт».
- Использование стоковых изображений или популярной музыки без соответствующих договоренностей с их правообладателями.
Вредные советы по экономии бюджета
- Попытка снять законченный мастер-дубль во время съемки сложной сцены.
- Использование двух и более камер в течение всего производства.
- Позволять актерам добавлять текст в свою роль вместо адекватных репетиций.
- Не нанимать человека, контролирующего непрерывность и целостность исполнения сценария.
- Использовать эффекты кеинга во время съемок.
- Полагаться на камеры с хорошей светочувствительностью вместо использования правильного освещения.
Использование большого количества видеооборудования на съемках
- Ограничивает количество материала, отсылаемого монтажерам (посылайте им всё, не только “circle takes”).
- Слегка изменяется важность роли человека, отслеживающего материал.
- Не оставляет адекватного количества времени или ресурсов на правильное управление материалом.
__________________________________________________________
Для примера в прошлом году я сравнил два бюджета и представил эту таблицу на выставкеDigital Video Expo в Пасадене. Она доступна по этой ссылке в трех версиях: Numbers, Excel иPDF. Вы можете свободно использовать её для расчета своих проектов и посмотреть, из чего они складываются. Я сравнил бюджеты ленточного и цифрового производства. Как видите, использование 35-миллиметровой пленки добавляет к бюджету более $175 000, преимущественно из-за приобретения, хранения, обработки и оцифровки ленты. Для больших студий решение использовать пленку или цифру несущественно, но только не для инди-кино, стоимостью в миллион долларов. Я не включил пункт “film-out”, который добавит к бюджету еще $75 000 – $200 000.
Монтаж | Режиссер монтажа | 20 | Недель | $2,500.00 | $50,000.00 |
Ассистент режиссера монтажа | 20 | Недель | $1,500.00 | $30,000.00 | |
Видеомонтажная станция (Avid или FCP) с помещением | 20 | Недель | $1,200.00 | $24,000.00 | |
Видеомонтажная станция помощника режиссера монтажа с помещением | 20 | Недель | $1,200.00 | $24,000.00 | |
Система хранения данных с общим доступом (8 ТБ) | 20 | Недель | $1,200.00 | $24,000.00 | |
Запись дубляжа | 20 | Часов | $150.00 | $3,000.00 | |
Запись звуковых эффектов | 80 | Часов | $150.00 | $12,000.00 | |
Ассистент записи звуковых эффектов | 2 | Недель | $900.00 | $1,800.00 | |
Редактор диалогов | 200 | Часов | $150.00 | $30,000.00 | |
Редактор звуковых эффектов | 200 | Часов | $150.00 | $30,000.00 | |
Склад, медианосители, прочие расходы | 1 | Помещение | $2,000.00 | $2,000.00 | |
Общая стоимость | $230,800.00 |
Бюджет, который я разработал при содействии опытных директоров съемочных групп, объективно отражает стоимость производства типичного независимого инди-фильма. Он включает в себя большинство затрат на съемочную группу, актерский состав, съемку и постпродакшн, но не включает такие пункты, как стоимость сценария, реквизита, декораций, аренду продакшн-студии, оплату отелей, страховку и прочие выплаты. Как правило, я рассчитываю затраты на оборудование и реквизит, как 3-дневную неделю. Это значит, что вы пользуетесь ими семь дней, но платите только за три. В прошлом году я слышал о полуторадневных расчетах, но не думаю, что вы сможете полагаться на них при нормальном планировании. Обычная практика – это 3-дневная или 4-дневная неделя.
Во многих штатах действует программа поощрений, рассчитанная на то, чтобы кинопроизводители снимали свои проекты именно в этих штатах. Часто так бывает, что местные инвесторы и различные финансовые бонусы привлекают продюсеров для работы в конкретной местности. Хорошо, если там найдется хорошая местная съемочная команда и производственные ресурсы. Но если таковых нет, то вам придется нанимать их из других регионов, что увеличит расходы на их передвижение, размещение и проживание. С некоторыми из членов наемной группы предприимчивый продюсер может договориться о скидке, предложив упомянуть их в титрах к фильму.
Помните, что постпродакшн-обработка должна производиться в каком-то физическомпомещении. Постпродакшн звуковой дорожки обычно осуществляется звукоинженером в собственной или арендованной студии. С видеомонтажерами всё немного по-другому. Если вы нанимаете свободного режиссера монтажа, то вам необходимо будет учесть стоимость видеомонтажной системы, а также аренду офиса для их размещения. Некоторые видеомонтажеры включают эти пункты в стоимость своих услуг, некоторые – нет.
Конечно, опытный и предприимчивый продюсер может найти способы, как сделать бюджет еще меньше. Я много раз сотрудничал с программой Колледжа развития кинотехнологий в Валенсии, Орландо. За несколько лет своей работы они успели наладить партнерские отношения со многими продюсерами и принять участие в нескольких голливудских проектах. Я не говорю о съемках студенческих фильмов, а скорее о работе режиссеров и актеров со студентами и практикующими профессионалами над фильмами, предназначенными для кинопроката. Кассовые сборы снятых ими фильмов часто превышают стоимость затрат на производство и постпродакшн в два раза и даже больше. И все это благодаря ресурсам и услугам, которые предоставляет эта программа.
__________________________________________________________
Пленочный (Dl) финишинг | Супервайзер постпродакшн | 20 | Недель | $1,000.00 | $20,000.00 |
Композитор со студией | 1 | Помещение | $25,000.00 | $25,000.00 | |
Сессия перезаписи с микшированием | 80 | Часов | $250.00 | $20,000.00 | |
Повторный перевод выборочных дублей в цифровой формат | 40 | Часов | $800.00 | $32,000.00 | |
Цифровой линейный монтаж, цветокоррекция | 60 | Часов | $800.00 | $48,000.00 | |
Графика для титров | 20 | Часов | $150.00 | $3,000.00 | |
Создание мастера | 1 | Помещение | $5,000.00 | $5,000.00 | |
Общая стоимость | $153,000.00 |
Большинство молодых продюсеров хорошо справляются с бюджетированием стадии производства, но постпродакшн для них является абсолютной черной дырой. Какследствие, бюджет, заложенный на постпродакшн, становится совершенно некорректным.К сожалению, некоторые продюсеры пытаются выяснить стоимость постпроизводства в момент, когда почти все деньги уже потрачены. И это несмотря на то, что обычно простпродакшн занимает гораздо больше времени, чем этап подготовки к съемкам и сами съемки. Чтобы правильно понимать этот процесс, ниже представлены четыре возможных сценария работы над фильмом.
Традиционное плёночное постпроизводство
- Съемка на плёнку: 1000 футов 35-миллиметровой плёнки соответствуют примерно 10 минутам нередактированного материала.
- Обработка негатива в лаборатории и его трансфер на видеоленту или жесткий диск.
- Помощник редактора монтажа загружает пленку, производит логинг отснятого материала и синхронизирует его с дублирующей аудиосистемой.
- Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
- Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
- Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
- Звук микшируется во время сессии перезаписи.
- Команда монтажеров генерирует монтажный лист для резки негатива.
- Резчик негатива подготавливает его по монтажному листу (производит физическую склейку).
- Все визуальные эффекты добавляются оптическим способом.
- Выполняется синхронизация цветовой поднесущей и создается пробная копия для предварительного просмотра.
- Создается мастер-лента фильма.
Пленочное производство с цифровой промежуточной постобработкой
- Съемка на плёнку: 1000 футов 35-миллиметровой плёнки соответствуют примерно 10 минутам нередактированного материала.
- Обработка негатива в лаборатории и его трансфер на видеоленту или жесткий диск.
- Помощник редактора монтажа загружает пленку, производит логинг отснятого материала и синхронизирует его с дублирующей аудиосистемой.
- Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
- Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
- Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
- Звук микшируется во время сессии перезаписи.
- Команда монтажеров генерирует монтажные листы для этапа финишинга.
- Выборочные дубли повторно переводятся в цифровой формат. Над ними так же производится конформинг и грейдинг.
- Визуальные эффекты вставляются во время конформинга и грейдинга.
- Создается мастер на пленке и/или цифровом носителе.
Цифровое производство со съемкой в RAW-формате
- Съемка на цифровую камеру, ведущую запись в RAW-формате на карту памяти или жесткий диск.
- Материал конвертируется в формат, удобный для просмотра редакторами.
- Помощник редактора монтажа загружает материал, производит его логинг и синхронизирует с дублирующей аудиосистемой.
- Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
- Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
- Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
- Звук микшируется во время сессии перезаписи.
- Команда монтажеров генерирует монтажные листы для этапа финишинга.
- Производится конформинг и цветокоррекция RAW-файлов тем же способом, что и при пленочном производстве с цифровой промежуточной постобработкой.
- Визуальные эффекты вставляются во время конформинга и грейдинга.
- Создается мастер на пленке и/или цифровом носителе.
Цифровое производство с записью не в RAW-формате (на пленку или жесткий диск)
- Съемка на цифровую камеру, ведущую запись не в RAW-формате на ленту, карту памяти или жесткий диск.
- Помощник редактора монтажа загружает материал, производит его логинг и синхронизирует с дублирующей аудиосистемой.
- Редактор монтажа производит первичный монтаж. После этого проводится режиссерская правка и затем делается финальная версия монтажа.
- Звукорежиссерская команда редактирует диалоги, дубляж и звуковые эффекты (а также подгоняет музыку под видеоряд).
- Композитор сочиняет и записывает музыку (часто на параллельной дорожке в дополнение к вышеуказанным).
- Звук микшируется во время сессии перезаписи.
- Команда монтажеров генерирует монтажные листы для этапа финишинга.
- Файлы с камеры проходят конформинг и цветокоррекцию.
- Визуальные эффекты вставляются во время конформинга и грейдинга.
- В некоторых случаях уровень качества монтажного формата и монтажной системы в целом соответствуют мастеринговому качеству. Поэтому финишную обработку можетсделать тот же режиссер монтажа.
- Создается мастер на пленке и/или цифровом носителе.
Как показывают эти сценарии, многое в постпродакшн выходит за рамки простого монтажа и микширования. Эти моменты занимают время и определяют уровень финального качества, с которым вы выступите перед аудиторией. Примеры бюджетов, которые я привел в этой статье, не направлены на то, чтобы вызвать у вас шок или уныние. Они показывают, что стоимость проекта в один миллион долларов соответствует небольшому фильму. Конечно, я работал и над фильмами стоимостью $150 000, и они выглядели гораздо дороже этой суммы. Но мне пришлось очень сильно с ними повозиться, чтобы добиться такого результата. Также в этом очень помогал энтузиазм и самомотивация творческой группы, с которой я работал.
Для сравнения, здесь находится пример бюджета фильма “The Smoking Gun”, который использовался в качестве рабочего бюджета для фильма Найта Шьямалана “The Village” (рабочее название “The Woods”). На самом деле, не имеет большого значения, является ли он фактическим бюджетом или нет. Цифры в строчках хорошо показывают, как фильм такого типа может потребовать на свое производство 70 миллионов долларов.
Работаете ли вы на студии или независимой арене, важно понимать, как превратить написанный сценарий в конечный продукт, который уместится в отведенные временные и финансовые рамки. Как только это умение станет вашей второй натурой, вы станете продюсером, способным привести проект к коммерческому успеху через признание зрителей.