ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО

Цвет очень важная составляющая нашей жизни. Он влияет на наше восприятие реальности, управляет вниманием и способен запускать нейро-физиологические процессы в головном мозге. Неудивительно, что настолько незаурядно явление заняло особое место в искусстве – в области, которая отличает некоторых из нас от приматов. Сегодня мы поговорим о цвете в кино, как об инструменте воздействия на аудиторию. Но начнем немного издалека.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Что такое цвет? Это субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона. Другими словами, это волнообразный поток света попадающий в глаз и ощущение, которое он вызывает. При этом поток света вызовет неодинаковые ощущения у разных людей в силу уникальных физиологических особенностей, поэтому для каждого из нас цвет может немного отличаться – иметь разный оттенок.

  YouTube Трейлер
Но есть и объективная характеристика. Это частота колебаний и длинна волны. Самая низкая частота колебаний у красного цвета, а самая высокая у пурпурного. Представим карандаш на столе. Солнце излучает свет в максимально широком спектре, который содержит 7 различных цветов: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Фиолетовый

Эти семь цветов спектра в свое время расщепил через призму Исаак Ньютон в ходе эксперимента, проведенного им в 1676 году. Карандаш отражает желтый цвет, а все остальные поглощает. Любой цвет может задаваться тремя характеристиками: цветовой тон (hue), светлота цвета (brightness) и насыщенность (saturation). Собственно эти характеристики и являются основными инструментами в руках режиссера для визуализации истории, когда речь заходит о цвете.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

ИСТОРИЯ

Эра немого кино ассоциируется с черно-белым кино, но в действительности цвет в той или иной мере применялся на заре кинематографа. Пионеры кино в лице Жоржа Мельеса и Дэвида Уорка Гриффита использовали его для усиления художественного и драматического эффекта. Кадры раскрашивались и тонировались вручную, поскольку цвет в качестве технологии в виде пленки придет значительно позднее с выходом на экраны “Волшебника страны Оз”.

  YouTube Трейлер
Гриффит тонировал исходное черно-белое изображение “Нетерпимости” одноцветными оттенками. Например, вавилонская битва была красной, французский двор — желтым, ночные сцены — синими, а современные — серыми. Тонировка цветом разграничивала сцены по времени и помогала зрителю лучше ориентироваться в хитросплетениях драматургии. Мельес же чаще использовал цвет для усиления иллюзии и дистанцирования действия на экране от реальной жизни. Также не могу не упомянуть картину “Алчность” Эриха Фон Штрогейма, где также применялось вирирование. Режиссер подкрашивал желтым отдельные элементы символизировавшие золото и растущую алчность.

В чем заключается психологизм и существуют ли какие-то четкие правила в использовании цвета? Тут нужно немного уйти в сторону от кино. Этим вопросом одним из первых заинтересовался Иоганн Гете. Тот самый Гете, который написал Фауста. Текст его монументальной книги “Учение о цвете” содержит описания таких понятий как «цветовая тень” «хроматическая аберрация» и преломление. В целом интерес Гёте был направлен не на анализ явления цвета с точки зрения физики, а на особенности его восприятия человеком. Именно Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета на человека. Его двадцатилетний труд послужил топливом для многих философов и по сей день является классическим и актуальным трудом для специалистов занимающихся изучением психологического воздействия цвета.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Гете поделил цвета на положительные – (желтый, оранжевый и красный) вызывают позитивный отклик и поднимают настроение.

– отрицательные. в первую очередь синий, который отличается тревожностью и вызывает грусть. и нейтральные – это зеленый.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Но самое главное, Гете описывает в своей книге явление цветовой индукции и доказывает, что цвета возникающие при последовательном или одновременном контрасте совершенно неслучайны. Более того они заложены в нашем органе зрения. То есть, если глазу предлагают темное, то он просит светлое и наоборот. Опыт Гете показывал, что комплементарные или диаметрально-противоположные цвета, как раз и являются теми, которые вызывает сознание наблюдающего. Как результат, он нарисовал цветовой круг, представив его в виде хоровода из трех пар опорных цветов- Красного, Желтого и Синего. Самые гармоничные цвета расположены напротив другу друга на концах диаметров. Важно понимать, что гармония по Гете – это продукт исключительно человеческого сознания, а не объективной реальности

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

За прошедшие со времен Гете годы возникли новые цветовые модели. Например, RGB Джеймса Максвелла – с опорными цветами из красного, зеленого и синего, у которой больший охват чем у модели Гете. В мониторах и телевизорах, как раз и используется аддитивная система RGB, в которой цвета образуются путем добавления к черному цвету. Тем не менее теория сочетаемости предложенная Гете по прежнему востребована. Дизайнеры и художники нередко прибегают к его кругу при выборе приблизительных цветовых схем.

Что касается восприятия и символизма того или иного цвета, то есть общие представления с оговорками в виде поправок на культурные особенности стран и личный опыт человека. Так что символизм не является неизменным и постоянным для всех, но какие-то общие представления и тенденции обозначить можно. Но начнем со схем.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Цветовые схемы

Итак, в кино чаще всего используют комплементарную цветовую схему — контрастное сочетание теплых и холодных цветов, которые на цветовом круге противоположны друг другу. Подобное сочетание делает композицию уравновешенной и воспринимается естественно. Пожалуй, самые популярные комплементарные пары — желтый-синий и красный-зеленый

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Аналогичная цветовая схема или близкая ей монохраматическая – это три цвета рядом друг с другом на цветовом круге, состоящие из одного доминирующего цвета (обычно первичного или вторичного цвета), затем поддерживающего цвета (вторичного или третичного цвета) и третьего цвета, который является либо смесью двух первых цветов, либо акцентным ярким цветом.

Ярким примером служит “Матрица”, где зеленый символизирует цифровую симуляцию и отсылает нас к двоичному коду зеленого цвета. В фильме “Герой” доминирующий цвет также играет важнейшую роль в визуализации одного и того же события с разных точек зрения. Собственно как и в “Траффике” есть доминирующие цвета в палитрах, помогающие сориентироваться между новеллами. В “Красоте по-американски” преобладает красный вызывающий страсть и одновременно тревогу. В “Отеле Гранд Будапешт” в ряде сцен – розовый, как цвет невинности или чего-то сладкого.

Троичная цветовая схема

В этой кране редкой схеме используются три равноудалённых на круге друг от друга цвета. Один из этих цветов играет роль «доминирующего», другие же используются лишь для того, чтобы сильнее его подчеркнуть.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Сплит-комплементарная цветовая схема

По своей сути – комплементарная, но с разницей в том, что одному цвету противопоставляются два соседних или близких. Поскольку два соседних цвета не слишком отличаются между собой, то это сохраняет гармонию в кадре.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

И последняя Тетраидная цветовая схема. Такая же, как и троичная, но вместо трёх цветов — четыре. Один из них доминирует, другие — оттеняют его в кадре.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Что символизируют основные цвета?

Жёлтый цвет — это цвет солнца, молодости и оптимизма. Его любит делать доминирующим Уэс Андресон в своих примечательных фильмах. Этот цвет способствует созданию радостной и наивной атмосферы. Но в то же самое время желтый ассоциируется с золотом, а золото зачастую с алчностью и безумием. Привет Эриху Фон Штрогейму. Да и тот же Андерсон использует его в прологе к фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — в качестве символа одиночества и замкнутости двух главных героев от мира и самих себя. Страшная сцена “Сияния” также решена в желтом цвете, подводящем черту под окончательно съехавшем с катушек героем. Так что всегда важен контекст истории. Важно учитывать, что у каждого цвета выделяют несколько ассоциаций, одна из которых соответствует контексту и возможно совпадет с нашим субъективным ощущением.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Многозначность очень сильного по воздействию красного также зависит от насыщенности и тональности. В “Любовном настроении” красный подчеркивает чувства между героями, в “Красоте по-американски” страсть, а в “Необратимости” похоть и жестокость. Смещенный же в сторону красно-оранжевого он уже выражает воинственность и власть, как в некоторых сценах из «Макбета» (2015).

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Розовый образуется в результате смешения красного и белого. Этот цвет символизирует мягкость, невинность и нежность. Согласно ряду исследований он действует успокаивающе и вызывает положительные эмоции. В сиквеле про мишку Паддингтона стены тюрьмы покрашены в розовый. Контекст вызывает улыбку, чего и добивались создатели, но самое интересное, что в некоторых швейцарских тюрьмах камеры действительно покрасили в розовый. И вуаяля уровень агрессии со стороны заключенных упал. Довольно все, кроме заключенных, для которых камеры стали напоминать комнаты маленьких девочек. Но ничего. Потерпят.

Синий – ассоциируется с тишиной, покоем, загадочностью, одиночеством и депрессией. В сценах «С широко закрытыми глазами» он подчеркивает скрытую угрозу и отстраненность героев, в “Только бог простит” – одиночество, а в “Аватаре” при добавлении фиолетового уже иллюзорность и погружение в другой мир.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Зеленый символизирует жизнь, гармонию, детство и таинственность.

Еще Гете отнес его к нейтральному цвету, так как в спектре он расположен между черным и белым. Характер выраженности зеленого меняется в зависимости от его тональности и колебания в сторону желтого и синего находящихся По-соседству.

В сочетании с желтым вызывает более светлые чувства у зрителя, но при добавлении в палитру синих оттенков, начинает отражать холодность, безразличие и страх.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В КИНО Цвет, Фильмы, Голливуд, Шедевр, Видео, Длиннопост

Как видите изменяя светлоту и насыщенность вы полностью меняете настроение. С появлением программ для цветокоррекции управлять цветом стало удобнее. У режиссера появился гибкий инструмент для работы с образом. Но экспериментов в этой области не очень много. Все же чаще кинематографисты используют привычные схемы, что в целом оправдано, поскольку они соответствуют зрительским ожиданиям. Если комедия, то теплые цвета и тона, хоррор или триллер – холодные. Но бывают смелые эксперименты. Яркий пример “Солнцестояние”. Этот хоррор покрашен в тона романтической мелодрамы. Если не смотрели обязательно исправляйтесь.

YouTube Трейлер

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *